Гриник Елена Александровна, музыкальный руководитель МБДОУ №95 «Рябинушка»

Детско-творческий проект «Коляда, коляда отворяй ворота» январь 2022

1.Пояснительнаязаписка.

       К.Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человекабез любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцучеловека …»

  Проблема приобщения детейдошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициямнеоднократно рассматривалась учеными и практиками. Предметом изучения быливопросы, связанные с ролью народной культуры и народных традиций в становленииличности дошкольника, обсуждалось соответствующее содержание, условия, методыознакомления дошкольников с народными традициями с учетом возрастных ииндивидуальных особенностей. В ряде психолого-педагогических исследованийподтверждалось, что приобщение детей к народной культуре обеспечивает связьпоколений, способствует всестороннему гармоничному развитию личности, решаетзадачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового,семейного воспитания.

           Рассматривая вопрос приобщения детей кнародным традициям, следует отметить очень важную особенность. Характернойчертой русских народных традиций, как и всей культуры, является еедвусоставность. До сих пор элементы дохристианского наследия являются важнойсоставной частью современной русской культуры и находят широкое отражение внародных традициях. Применительно к истории Древней Руси религиозные верования,обряды и традиции, сложившиеся до принятия христианства, называются язычеством.Важнейшие на Руси языческие обряды и праздники были слиты с земледельческимтрудом, с жизнью природы, а значит, с мифологическим олицетворениемприродных" сил. Восточнославянская мифология запечатлена русским народом встаринных обрядах и обычаях.

  Русские народные традицииоткрывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации исаморегуляции своей деятельности. Они помогают выработать способность управлятьсобственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствиис интересами других людей, требованиями общественного долга.

          К народным традициям относятсяпраздники, обряды, обычаи, игры.

          В качестве основных средств воспитаниянародная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор,песни, сказки, загадки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрываютсодержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы,понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражаютмировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описываютисторию народа в виде эпоса, летописей и устного творчества. Благодаря имраскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь,труд и отдых.

            Каждый народный праздник в Россиисопровождался обрядами и песнями. Большая их часть возникла еще во временаязычества, и сохранялись они в виде увеселений, обычаев. Языческие праздникисодействовали сплочению людей, соединяли поколения. Через обряды передавалсязначительный

объем знаний о мире: о причинныхзависимостях, о свойствах природных явлений и др. Многие языческие праздники,обряды были восприняты церковью и переплелись с событиями отмечаемыми ею,например Рождественские Святки.

 
Вид проекта:творческий, познавательно-информационный, развлекательный.

Продолжительностьпроекта: краткосрочный, одна неделя с10.01.22 – 18.01.22

Участники проекта:дети подготовительнойгруппы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Цель проекта:

Познакомить детей с праздником  «Рождественские Святки»,русскими народными традициями встречи, празднования и проведения этихпраздников.

Задачипроекта:

·                  сформироватьпредставления о традиции проведения рождественских колядок;

·                  развиватьсвязную речь, умение эмоционально, образно ее окрашивать (разучивание колядок истихов);

·                  формироватькоммуникативную компетентность дошкольников;

·                  развиватьэмоциональную сферу через использование игровых технологий.

·                  приобщатьдетей к духовно-нравственным ценностям нашего народа через: знакомство спесенными колядками, игре на шумовых инструментах.

·                  воспитыватьлюбовь к Родине, семье;

·                  организоватьсовместную работу творческой группы педагогов по планированию и осуществлениюсовместной проектной деятельности;

·                  привлечьродителей к сотрудничеству.

Планируемыйрезультат для воспитанников:

·                  устойчивыйинтерес детей к истокам русскойнациональной культуры;

·                  знакомство собрядовыми праздниками, активное участие детей в организации «колядования»

·                  разучитьмузыкальный фольклорный материал, использовать в повседневной жизни;

Планируемыйрезультат для педагогов:

·                  Создание сценарияпраздника, подбор музыкального материала.

·                  Создание среды,способствующей формированию у детей знаний и представлений об обычаях, традициях,фольклоре и национальных костюмах.

·                  Пополнениепредметно-развивающей среды продуктами художественно-творческойдеятельности детей.

Планируемыйрезультат для родителей:

·                  Актуализироватьпотребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по темеознакомления с народным праздником «РождественскиеСвятки».

·                  Повыситькомпетентность родителей в приобщении детей к старинным русским обычаям, традициям,фольклору и костюму.

Планируемыйрезультат  для  ДОУ:

·                  Обеспечениедуховно-нравственного развития  ивоспитания детей;

·                  Высокое качестводошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность длядетей и их родитетелей;

·                  Охрана иукрепление физического и психического здоровья воспитанников;

·                  Комфортноесостояние воспитанников и педагогических работников.

2. Основнаячасть

 

Этапы реализациипроекта.

 

Первый этап - организационный:

·                    подбордетской художественной литературы  

·                    подборматериала для презентации,её создание

·                    подборнаглядного материала по данной теме

·                    подборпесенного материала

·                    подбордидактических и сюжетно-ролевых игр по теме

·                    оснащениеразвивающей предметно-пространственной среды

 

Второй этап - реализация проекта:

·                    беседы покартинам русских художников

·                    чтениехудожественной литературы, загадывание загадок

·                    подборнародных игр, потех

·                    прослушиваниеи разучивание рождественских колядок

·                    ознакомлениес музыкальными произведениями

·                    рассматриваниеиллюстраций, связанных с празднованием        Рождества

·                    просмотрпрезентация по теме, обсуждение


Третий этап - заключительный:

·                    Проведениепраздничного развлечения «Коляда, коляда – отворяй ворота»

·                    Организацияфотосессии участников проекта

·                    Фотоальбом«Приходила Коляда»

·                    Сценарий«Рождественских колядок»

·                    Размещениена информационном сайте ДОУ материалов о проекте «Коляда, коляда- отворяйворота!».

3.   Практическая часть.

Сроки

Формы и виды деятельности

Участники

Предполагаемый результат

10.01

12.01

подбор детской художественной литературы  

подбор материала и  создание презентации

подбор наглядного материала по данной теме

подбор музыкального материала, составление репертуара

подбор дидактических и сюжетно-ролевых игр по теме

оснащение развивающей предметно-пространственной среды

информирование о проекте всех групп сада.

музыкальный руководитель

воспитатель

родители

утверждение сценария проведения колядок

разработка тематического занятия

подбор видео материала

12.01-13.01

Разучивание рождественских колядок «Коляда, коляда», «Уродилась коляда», «Рождественская колядка»

Репетиция шумового оркестра «Ах, вы сени», «Береза»

Прослушивание святочных рассказов, стихов детских писателей. Загадывание загадок. Л.Медведев «В сочельник», Н.Хвостов «Сочельник в лесу», Б.Пастернак «Рождественская звезда» О.Ефремов «Рождество Христово» Н.Гоголь «Коляда» А.Корифонский «Христославы»

Беседы по картинам русских художников.Н. Пимоненко "Святочные гадания"А. Кившенко «Колядки» (иллюстрации к повести Н.Гоголя «Ночь перед рождеством») К.Маковский «Святочное гадание» Б.Кустодиев «Балаганы», «Ярмарка», «Карусель» К.Брюллов «Гадающая Светлана» П. Каверзиев «Ряженые»

Изготовление Рождественской звезды, валенка для гадания, туеска для колядок, костюмов ряженых

музыкальный руководитель

воспитатель

родители

дети

общая репетиция постановки

подготовка реквизита, костюмов

оформление музыкального материала

14.01

18.01

Проведение праздничного развлечения «Коляда, коляда – отворяй ворота»

Организация фотосессии участников проекта

Фотоальбом «Приходила Коляда»

Размещение на информационном сайте ДОУ материалов о проекте «Коляда, коляда- отворяй ворота!».

музыкальный руководитель

воспитатель

дети

пополнение предметно-развивающей среды продуктами художественно-творческой деятельности детей.

Положительные эмоции детей.

Материально-техническое обеспечение:

Музыкальное оборудование,шумовые инструменты, ленты, платки, костюмы ряженых, материалы для творчества.

Возможные риски и способы ихпреодоления:

Планируемый риск

Возможный способ преодоления

Взаимодействие с родителями

Использование информационно-коммуникативных форм работы с родителями

Развития заинтересованности родителей через творчество детей.

 

Список литературы

1. Знакомство детей с русскимнародным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников:Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательныхучреждений/Авт.-сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина и др. – СПб:«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003г;

2. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7лет/авт.-сост.В. Н. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2013г;

3. Приобщение детей к истокамрусской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПб:Детство-Пресс, 2004г.;

Приложение №1

 

СЦЕНАРИЙ

 проведения Рождественского колядования

 для детей подготовительной группы

«Коляда, коляда, отворяйворота»

 

Воспитатель:
Веселись народ, будет всем угощение!
Праздник это самый длинный.
Он веселый и старинный.
Наши предки пели, ели,
Веселились две недели.
Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у Нас!

Дети колядовщики стучат в двери

Ряженные:
Мы пришли колядовать,
С Рождеством Вас поздравлять

Вам звоночками позвоним
С пожеланьем и поклоном.!

Шумовой оркестр «Ах, высени» р.н.п.

Ряженные:
Мы желаем вам тепла!
Поиграем, погадаем.

Колядой повеселим,
Пожеланьем одарим.

Нам же выгода проста:
Хоть кусочек со стола!

Коляда, коляда, вам - забава, нам - еда!
Не скупитесь, поделитесь, вот корзиночка- пирог сюда!

1 ребенок: Коляда-Маляда! Ты подай пирога!

2 ребенок: Не подашь пирога- мы корову за рога!

3 ребенок: Подашь пирога- будет рожь чиста!

4 ребенок: Будет рожь чиста, обмолотиста!

5 ребенок: Будет с колоса по хлебу! С зерна по пирогу!
6 ребёнок: Добрым людям желаем добра! Золота,да серебра!
7 ребёнок: Пышных пирогов, мягоньких блинов!
8 ребёнок: Доброго здоровья! Маслица коровья!

Дети встают в круг, ходятпританцовывая и играя на инструментах.

Исполняется колядка«Уродилась коляда»

 

Ведущий: Эй хозяева, потанцуйте, да песни с нами попойте…
Воспитатель говорит «Пыхтелки!»-(дети пыхтят и т.д.), «Пищалки!»,«Моталки!»,«Визжалки!», «Смешинки!», «Топталки!», «Грозилки!», «Поздравлялки!»


Ведущий: Мы играли, танцевали, ну хозяева несите угощенье

( дети дают угощенья)

Колядовщики хором: Дай вам Господь всего, всего!

Здоровья, удачи, благополучия!

 

Хозяюшка:

Вот и матушка-зима пришла,

Отворяй-ка ворота!

Пришли святки!

Пришли колядки!

Праздник этот самый длинный,

Он весёлый и старинный.

Наши предки пили, ели

Веселились две недели.

Наряжались и шутили.

Праздник знали и любили.

Так давайте же сейчас.

Встретим мы его у нас.

Хозяюшка: Колядовать – означает петь под окнами домов, соседейнакануне Рождества песни, которые называются колядками. За это хозяева давалиим деньги и угощения.

В святки все радовались празднику, веселились и шутилидруг с другом.А мы Святки продолжаем песнями, играми, загадками.

Становитесь в хоровод веселить честной народ!

Исполняется «Рождественская колядка»

Ряженые:

Коляда! Коляда!

А бывает Коляда

Накануне Рождества!

Коляда пришла,

Рождество принесла!

Мы нашли Коляду

В Акулиновом двору

Исполняется колядка «Как на улице мороз»

Как на улице мороз подмораживает нос.

Не велит долго стоять, велит скоро подавать

Или тепленький пирог, или маслице, творог,

Или денежку копьем, или рубль серебром.

Хозяюшка: Отгадайте-ка загадки.

1.Без рук, без топорища, выстроен мостище (Лед) .

3.В гору – деревяшка, а с горы коняшка. (санки)

2.В огне не горит, а в воде не тонет. (Лед)

Р.н.игра «На златом крыльце сидели»

Воспитатель:       

Прыгайте как можно выше,

Можно прыгать выше крыши.

( дети одной из групп встают, образуя круг. Ведущий вцентре держит веревочку за один конец, раскручивает, приговаривая:

На златом крыльце сидели царь,

царевич, король, королевич,

Сапожник, портной, кто ты будешь такой!

Кому не удалось вовремяподпрыгнуть и чьих ног коснулась веревочка, выходят из круга.)

Хозяюшка: 

Раз в Крещенский вечерок.
Девушки гадали.
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали.

Ребята, а вы хотите погадать? (Гадание.)

Игра – колядка«Рождественский валенок»

Украшенный узорами валенок передается по кругу, показвучит музыка. По окончании музыки, ребенок у которого в руках остался валенокдостает карточку с профессиями.

Входит « Черт» в видеряженого

 

Черт:

Коляда, коляда!

Ты подай пирога!

Или хлеба ломоть

Или денег полтину,

Или курицу с хохолком,

Петушка с гребешком,

Или сена сноп –

Или вилы в бок!

Черт: И-их! Какие все хорошенькие, жирненькие! Кого жевыбрать? Черту завязывают глаза.

 Игра«Метелочка»

Хозяюшка: Да ведь это черт! Гоните его прочь!

Игра «Снежки» дети снежкамикидают в чертика

Колядовщики: Ивпрямь черт! Тьфу, нечистая сила, сгинь!

Черта выталкивают.

 

Хозяюшка: Вы плясали, пели в удивленье.

Заслужили угощенье!

 

Хозяюшка угощает детей.

 Приложение №2

bf0992032dda1bda079e4d8ca6bd10dd.jpg0754ed33e1814461ec1117fadea74231.jpg7780630753aa5f05ac6b952af9c2ab10.jpg3893024af5c0930b5b57006a7b1306ef.jpg

 

 Фото отчёт


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото отчёт

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

  

                    

13 февраля 2022 в 16:15

Прикреплённые файлы:

Документ: Детско-творческий проект «Коляда, коляда отворяй ворота» январь 2022

Описание файла:

Файл называется: pojasnitelnaja-zapiska_a2prh.docx

Это официальный файл организации «Гриник Елена Александровна, музыкальный руководитель МБДОУ №95 «Рябинушка»», в нём содержится Детско-творческий проект «Коляда, коляда отворяй ворота» январь 2022.

Размер файла: 2,69 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.