Гриник Елена Александровна, музыкальный руководитель МБДОУ №95 «Рябинушка»

Пальчиковая гимнастика (тематическая картотека пальчиковых игр)

Пояснительная записка

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов",- заключил еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант.

   Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры.

"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

"Пальчиковые игры" являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

  Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга возникают образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, т.е. находят словесное выражение. А происходит этот процесс благодаря "мостику" между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, считают ученые, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.

Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием, создание пальчикового театра, формирование образно-ассоциативного мышления. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.

  Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка.

Начинать пальчиковую гимнастику рекомендуется с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.

Упражнение начинается с объяснения его выполнения, показывается поза пальцев и кисти. Постепенно от показа переходят к словесным указаниям (в случае, если ребенок действует неправильно, снова показывается верная поза).

Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, педагог берет руку ребенка в свою и действует вместе с ним; можно научить ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.

Эти правила соблюдаются при проведении пальчиковой гимнастики с детьми любого возраста.

ОСЕНЬ

Листья

Листья жёлтые летят и под ножками шуршат.

(руки сверху вниз опускаются, ладони поворачиваются, изображая падающие листья)

Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик

(шаркаем ладонью об ладонь)

Листья жёлтые летят и под ножками шуршат

Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик. (шаркаем ножками)

Листья жёлтые летят и под ножками шуршат

Вшик, вшик, вшик. Вшик, вшик, вшик.

(указательные пальцы шаркают друг об друга).

Грибная считалка

Раз, два, три, четыре, пять 

(загибаем пальчики поочередно)

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот - резал,

Этот - ел,

Ну, а этот - лишь глядел! 

«По грибы»

1, 2, 3, 4, 5,

(дети попеременно сгибают пальцы, начиная с мизинца)

Мы грибы идем искать.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот – в миску все кидал,

Этот пальчик все-все съел,

Оттого и потолстел!

ФРУКТЫ, ОВОЩИ

За сливами

Пальчик толстый и большой

В сад за сливами пошел (шагаем указательным и средним пальцем)

Указательный с порога

Указал ему дорогу,

Средний пальчик - самый меткий

Он сбивает сливы с ветки (делаем движение, как будто сбиваем)

Безымянный собирает,

А мизинчик-господинчик

В землю косточки сажает (мизинцем стучим по столу)

Апельсин

Мы делили апельсин

(левая рука в кулачке, правая её обхватывает)

Много нас – а он – один

Эта долька – для ежа

(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)

Эта долька – для чижа

Эта долька – для котят

Эта долька - для утят

Эта долька - для бобра

А для волка – кожура!

(встряхиваем обе кисти)

Компот

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот!

(указательным пальцем одной руки водить по ладошке другой)

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить (делать движения по тексту)

Отожмём лимонный сок,

Слив положим и песок (делать движения по тексту)

Варим, варим мы компот (круговые движения рукой, как будто помешиваем компот в кастрюле)

Угостим честной народ (раскрыть обе ладошки и протянуть – угощаем)

Капуста

Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим)

Мы капусту трём, трём

 (кулачки трут друг друга)

Мы капусту солим, солим

 (солим щепоткой)

Мы капусту мнём, мнём

 (пальчики сжимаем и разжимаем)

В баночку кладём и пробуем.

Фасолинки

Как фасолинки в стручке,

Наши пальцы в кулачке.

 (пальцы сжаты в кулачок)

Кулачки мы разгибаем

 (раскрыть кулачки)

И фасольки рассыпаем.

Раз, два, три, четыре, пять

(загибаем пальчики по одному)

Собираем все опять.

НАСЕКОМЫЕ

Пчёлы

Вот улей,

(показываем кулачек)

Здесь живут пчелы.

Вот они показались из домика,

(поочередно отгибаем пальчики)

Одна, две, три, четыре, пять!

З-з-з-з-з-з....." (щекочем ребенка)

Комар

Летит муха вокруг уха, жжж

 (водим пальчиком вокруг уха)

Летят осы вокруг носа, сссс

 (водим пальчиком вокруг носа)

Летит комар, на лоб – оп

 (пальчиком дотрагиваемся до лба)

А мы его - хлоп (ладошкой до лба)

И к уху, зззз (зажимаем кулачок, подносим его к уху)

Отпустим комара? Отпустим!

(подносим кулачок ко рту и дуем на него, разжимая ладошку)

ДОМ, СЕМЬЯ

Моя семья

(по очереди загибать пальчики, начиная с большого)

Этот пальчик большой -

Это папа дорогой.

Рядом с папой – наша мама.

Рядом с мамой – брат старшой.

Вслед за ним сестренка -

Милая девчонка.

И самый маленький крепыш -

Это славный наш малыш.

Налепили куличей

Утром пальчики проснулись, (разжать кулачки)

Потянулись ( развести пальцы)

И встряхнулись (встряхнуть кисти),

Крепко–крепко обнялись,  (имитация рукопожатия),

За работу принялись  (движение, как будто закатываем рукава)

Налепили куличей, (лепим ладошками пирожки)

Стали звать к себе гостей,  (приглашающие движения кистями рук)

Заиграли на рояле  ( имитация игры не клавишах)

И весь день протанцевали (ручки танцуют)

Дом

Стук -стук- постук, раздается где то стук.

Молоточки стучат, строят домик для зайчат -

Вот с такою крышей,

 (ладошки над головой)

Вот с такими стенами,

(ладошки около щёчек)

Вот с такими окнами,

 (ладошки перед лицом)

Вот с такою дверью,

 (одна ладошка перед лицом)

И вот с таким замком!

 (сцепили ручки)

Торт

Тесто ручками помнем,

 (сжимаем-разжимаем пальчики)

Сладкий тортик испечем.

 (как будто мнем тесто)

Сеpединку смажем джемом, (кpуговые движения ладошками по столу)

А верхушку — сладким кpемом (круговые движения ладошками друг об друга)

И кокосовою кpошкой

Мы присыплем торт немножко (сыплем "крошку" пальчиками обеих рук)

А потом заваpим чай —

В гости друга пpиглашай! (одна рука пожимает другую)

Вся моя семья

Этот пальчик – дедушка

 (разжимаем поочередно пальцы из кулачка,начиная с большого)

Этот пальчик –бабушка

Этот пальчик – папочка

Этот пальчик – мамочка

Этот пальчик – я

Вот и вся моя семья! (вращаем разжатой ладошкой)

Рыбка

Рыбка в озере живёт

Рыбка в озере плывёт

(ладошки соединены и делают плавные движения)

Хвостиком ударит вдруг

(ладошки разъединить и ударить по коленкам)

И услышим мы – плюх, плюх!

(ладошки соединить у основания и так похлопать)

ЗИНИЕ ЗАБАВЫ

Зимняя прогулка

Раз,два,три, четыре,пять

(загибаем пальчики)

Мы во двор пошли гулять

(указательным и средними пальчиками "идем" по столу)

Бабу снежную слепили (катаем ручками "комок")

Птичек крошками кормили ("кормим птичек ")

С горки мы потом катались

(ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись

(кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)

Суп поели ("едим суп"),

спать легли (ладошки под щечку).

Снежок

Раз,два,три,четыре,

(загибать пальчики)

Мы с тобой снежок слепили

(лепить, меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий, очень гладкий.

(показывают круг,гладят ладони друг о друга)

Раз – подбросим,

 ("подбросить", посмотреть вверх)

Два – поймаем. ("ловят", приседают)

Три – уроним (встают, "роняют")

И … сломаем! (топают)

ЦВЕТЫ

Алые цветки

Наши алые цветки

 (ладони соединены в форме тюльпана)

Распускают лепестки. (пальцы медленно раскрываются)

 Ветерок чуть дышит, (производятся плавные покачивания кистями рук)

Лепестки колышет.

 Наши алые цветки (пальцы медленно закрываются, приобретая форму цветка)

 Закрывают лепестки.

Мак

На пригорке вырос мак

(пальцы сложить в бутон)

Он склонил головку так.

 (наклонить руку)

Бабочка над ним порхает,

Быстро крыльями мелькает.

(кисти рук перекрестить, помахав как бабочка крылышками)

Фиалка

«Фью, фью!» - птицы распевают. Пальцы рук плотно сжаты, открываем – закрываем «клювики». 

На лугу фиалки расцветают. Руки в вертикальном положении, ладони прижаты друг к другу, пальцы округлить.

И земля глядит на нас Поочередно соединяем каждый пальчик руки с большим пальцем.

Сотней фиолетовых глаз.

Мы цветы в саду сажаем

Мы цветы в саду сажаем, (ладошку левой руки сложить в горсть, правой взять «семя», опускать вниз) 

Их из лейки поливаем. (имитировать движение «полив из лейки)

Астры, (соединить кисти рук, образуя шарик)

Лилии, (раскрыть пальцы в стороны)

Тюльпаны (сложить ладошки лодочкой)

Пусть растут для нашей мамы. (медленно поднять руки вверх, раскрыть в стороны)

Цветок распускается

Солнце поднимается, цветочек распускается.

(скрещенные руки с широко расставленными пальцами медленно поднимаются над головой) 

Солнышко садится, цветочек спать ложится.

(Ладони с сомкнутыми пальцами соприкасаются запястьями)

Цветы растут

Высокие, красивые цветы у нас растут.

(скрещенные руки с широко расставленными пальцами медленно опускаются.

 Ладони вместе соприкасаются пальцами и запястьями)

А корни под землею (руки вверх, ладони с сомкнутыми пальцами, соприкасаются запястьями)

Для них водичку пьют. (руки опустить вниз, ладони соединить обратной стороной, широко расставить пальцы)

Наши нежные цветки

Наши нежные цветки (руки в вертикальном положении)

Распускают лепестки (развести пальцы рук)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышит (ритмичные движения пальцев рук)

Наши нежные цветки закрывают лепестки (соединить пальцы вместе)

Тихо засыпают, головой качают (небольшие покачивания рук со сжатыми пальцами)

Цветок

Утром рано он закрыт, Кисти рук находятся в исходном положении.

Но к полудню ближе

Раскрывает лепестки – Ладони отходят друг от друга, подушечки больших  пальцев прижаты к концам указательных, кисти рук  напоминают полураскрытый бутон.

Красоту их вижу. Кисти рук у запястья соединены, пальцы плавно  расходятся в разные стороны, напоминая раскрывшийся цветок.

К вечеру цветок опять

Закрывает венчик. Пальцы сомкнуты – нераскрывшийся цветок.

И теперь он будет спать

До утра, как птенчик. Кисти рук кладут под щеку – имитация сна.

 «Мак»

На пригорке вырос мак, Пальцы левой руки собрать в щепоть,  сделать «бутон».

Он склонил головку так. Наклонить «бутон».

Бабочка над ним порхает, Кисти рук перекрестить, помахать

Быстро крыльями мелькает. крылышками, как бабочка.

По тугому стебельку Правая рука – «жук», перебирая пальцами-

Жук ползет: «Что там вверху?» лапками, ползет вверх по левой руке- стебельку от локтя до запястья.

Вот дополз он до цветка, Правой рукой отогнуть на левой руке

Отогнул два лепестка, большой и указательный палец.

Внутрь забрался, поворчал, Пальцы правой руки вложить в ладонь левой.

Круглый домик увидал. Пальцы левой руки сложить в щепоть.

Лапкой в стенку постучал, Каждым пальцем правой руки постучать

Но ответ никто не дал. в «коробочку» мака.

Облетели лепестки, Правой рукой отогнуть пальцы левой руки.

Высох домик от жары,

Стал греметь, как погремушка. Пальцы левой руки сложить в кулак,

Вот так славная игрушка! «погреметь», как погремушкой.

 «Цветок на поляне»

Вырос высокий цветок на поляне, Руки в вертикальном положении, ладони прижаты друг к другу, пальцы округлить.

Утром весенним раскрыл лепестки.  Развести пальчики в стороны

Всем лепесткам красоту и питанье  Ритмичное движение пальцами  вместе – врозь. 

Дружно дают под землей корешки. Тыльные стороны ладоней соединены, пальцы опущены вниз – корень растения.

«На лугу растут цветы»

На лугу растут цветы Руки в вертикальном положении, ладони раскрыты.

Небывалой красоты.

К солнцу тянутся цветы – Потянуться, руки вверх.

С ними потянись и ты.

Ветер дует иногда, Взмахи руками, изображая ветер.

Только это не беда.

Наклоняются цветочки, Наклонить кисти рук.

Опускают лепесточки.

А потом опять встают  Распрямить кисти рук, пальцы раскрыты.

И по-прежнему цветут.

«Каждый бутончик»

Каждый бутончик Пальцы рук собраны в щепоть – «бутончики».

Склониться бы рад

Влево и вправо, Раскачивать «бутончики».

Вперед и назад.

От ветра и зноя Соединить вместе локти и ладони рук,

Бутончики эти образуя один большой «букет».

Спрятались  быстро

В цветочном букете.

«Подсолнух»

У подсолнуха ладонь – ого-го! Показать левую ладонь.

Сто семян в ладони щедрой у него. Постучать пальчиками правой руки по левой ладони.

В тесноте, да не в обиде все сидят, Сжать левую ладонь в кулачок.

С ясным солнышком о лете говорят. Поднять обе руки вверх, растопырить пальчики.

МАММНЫ ЗАБОТЫ

 

Тесто мы месили

Тесто мы месили (сжимаем кисти рук)

Мы пирог лепили (ладошки лепят)

Шлёп, шлёп,

Шлёп, шлёп

Слепим мы большой пирог! (разводим руки)

Помогаю маме

Мыл посуду наш сыночек.

Вымыл кружки, миски, ножик.

Вытер вилки и тарелки —

Убежал играть в горелки.

(Выполнять имитирующие движения по тексту)

Мамины помощники

(Движения показывать в соответствии с текстом)

Мы — мамины помощники,

Ей будем помогать.

Помоем всю посуду

И приберем кровать.

Белье перестираем,

Повесим посушить,

А вечером все вместе

Мы сможем чай попить!

Моем посуду

(сначала ударять кулачками друг о друга, выполнить круговые движения ладошкой по ладошке, затем на счет предметов загибать пальчики)

Раз, два, три, четыре,

(ударять кулачками)

Мы посуду всю помыли:

Вилки, миски, поварешки,

Сковородочки и ложки.

Мы посуду всю помыли,

Только чашечку разбили,

Ножик тоже поломался,

У солонки бок остался.

Чайник чуточку сломали,

Дружно маме помогали.

ДЕВОЧКИ И МАЛЬЧИКИ, ДРУЖБА

Дружба

Дружат в нашей группе

(Хлопают в ладоши.)

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

(Стучат кулачками друг об друга.)

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять

(Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца.)

Будем снова мы считать.

Раз, два, три, четыре, пять

(Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца, на др. руке.)

Мы закончили считать.

Как живёшь?

- Как живёшь? - Вот так!

 (показать большой палец)

- А идешь? - Вот так»!

 («шагать» пальчиками по столу)

-Как даешь? - Вот так!

(протягивать открытую ладонь)

- Ждёшь обед? - Вот так!

 (кулачок подпирает лицо)

- Машешь вслед? - Вот так! (помахать рукой)

-Утром спишь? - Вот так!

 (2 ладошки под щекой)

- А шалишь? - Вот так!

 (щёки надули и руками лопнули)

Девочки и мальчики

Наши девочки и мальчики

 (дети держат руки на поясе)

Ловко прыгают как мячики (прыгают)

Головой слегка качают

 (качают головой)

И красиво приседают (приседают)

Ручками хлопают вот так, вот так (хлопки 4 раза)

Ножками топают вот так, вот так (топают 4 раза)

Кулачки сжимают вот так. вот так (Показывают один кулачок, портом другой)

Ладошки раскрывают вот так, вот так (Поочерёдно раскрывают ладошки)

На ладошки мы подуем

 (Дуют поочерёдно на обе ладошки)

Наши пальчики разбудим.

 (Шевелят пальчиками)

ЖИВОТНЫЕ

 

Курочка

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать

(хлопаем ручками по коленкам)

А за ней ребятки - жёлтые цыплятки (идём пальчиками)

Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! (грозим пальчиком)

Лапками гребите (загребаем ручками),

Зёрнышки ищите (клюём пальчиками зёрнышки)

Съели толстого жука, дождевого червяка

(показываем ручками, какой толстый жук)

Выпили водицы полное корытце

(показываем как черпаем воду и пьём).

 

Бодливые телята

Теленочек бодливый рос,

На правой руке сгибают и прижимают к ладони все пальцы, кроме мизинца и указательного.

Другой теленок – тоже.

(Сгибают все пальцы на левой руке, кроме мизинца и указательного.)

Они бодались каждый день.

Кто их разнять поможет?

(Выставленные пальцы на обеих руках «бодаются».)

Детеныши

Детеныши в домике этом живут.

Их мамы зовут – они сразу бегут.

(Называя детенышей домашних животных, разгибают пальцы на руке, начиная с большого.)

Жеребеночек быстрый,

Котенок пушистый,

Теленок бодливый,

Щенок шаловливый,

Козленок рогатый,

Убежали все ребята.

Все пальцы – снова в кулак.

Что же делают собаки?

Что же делают собаки?

(Дети загибают пальцы на руках, перечисляя то, что могут делать собаки.)

Спят, ласкаются, скулят,

Лают, прыгают, играют,

Охраняют и рычат,

Воду свежую лакают,

Мясо вкусное съедают.

Что же могут делать кошки?

Что же могут делать кошки?

(Загибают пальцы на руках, перечисляя то, что могут делать кошки.)

Молоко лакать из плошки,

Помяукать у дверей,

Чтоб открыли поскорей.

Поиграть с клубком и с мышкой,

Зашипеть на шалунишку,

Могут когти выпускать,

На деревья залезать,

Могут красться,

Прыгать, бегать

И, мурлыча, отдыхать.

Лошадка

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

(Поглаживают кисти рук.)

Гребешком приглажу хвостик

(Поглаживают каждый палец.)

И верхом поеду в гости.

(Стучат пальчиками по столу.)

Собака

Заворчал живой замок,

(Пальцы сжаты в кулак, вращают кулачками.)

Лег у двери поперек.

(Пальцы соединяют «домиком».)

Две медали на груди,

Лучше в дом не заходи!

Крепко схватит за штаны,

Ты беги, беги, беги!

( Пальцы сжаты в кулак, имитируют указательным и средним пальцами бег по столу.)

Кошка

Бегают глаза у кошки,

(Пальцы «бегают» по столу.)

Отдохнули бы немножко!

(Стучат пальцами по столу.)

— Не могу я отдыхать,

(Сжимают и разжимают кулачки.)

Завтра снова в шесть вставать.

(Потирают ладони.)

Котята

Видели вчера котяток:

(Дети загибают пальцы на руке.)

Один, два, три, четыре, пять.

Очень хочется, ребята,

(Хлопки в ладоши.)

Про котят всем рассказать.

(Разгибают пальцы, рассказывая про котят.)

Белый котенок на коврике спал.

Серый котенок с мышкой играл.

Рыжий котенок рыбку ловил.

Черный котенок когти точил

А разноцветные котенок и кошка,

Мурлыча, лизали сметану из плошки.

Поросята

Пальцы рук растопырены; поочередно «идём» по столику или коленочкам каждым из пальчиков.

Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял, (Мизинцы).

Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал. (Безымянные).

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю («Фонарики»).

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю (Сжимаем и разжимаем кулачки).

Этот толстый поросёнок носом землю ковырял, (Средние).

Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал. (Указательные).

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю (Сжимаем и разжимаем кулачки).

Этот толстый поросёнок — лежебока и нахал, (Большие).

Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал. (Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь).

Козочка

Шел старик дорогою,

(Идти пальчиками по столу, показать пальчиками)

Нашел козу безрогою.

(Рога, постучать пальчиками по столу, снова)

Давай коза, попрыгаем,

(показать рога, погрозить пальчиком.)

Ножками подрыгаем.

А коза бодается,

А старик ругается.

Уточка

Шла уточка бережочком,

(«Идут» двумя пальчиками по столу, переваливаясь).

Шла серая по крутому.

Вела детей за собой,

И малого, и большого,

(Загибают безымянный палец, большой палец.)

И среднего, и меньшего

(Загибают средний палец и мизинец)

И самого любимого

(Загибают указательный палец)

За работу

Ну-ка, братцы, за работу.

(Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого),

Покажи свою охоту.

Большаку дрова рубить

Печи все тебе топить,

А тебе воду носить,

А тебе обед варить,

А тебе посуду мыть.

А потом всем песни петь,

Песни петь да плясать, Энергично шевелить пальцами.

Наших деток забавлять.

ПРОФЕССИИ МАМЫ, ПАПЫ

Наперсток

Вышивает, шьет иголка,

(В правой руке воображаемая иголка)

Пальцу больно,

(«шьет» и задевает указательный пальчик на левой руке.)

Пальцу колко.

А наперсток

В тот же миг

К девочке на пальчик

Прыг!

(«Надевают наперсток».)

Говорит иголке:

-Шей,

(«шьют»)

А колоться ты не смей!

(Грозят пальчиком.)

Повар

Повар готовил обед, (Ребром ладони стучат по столу.)

А тут отключили свет. (Загибают большой палец на левой руке).

Повар леща берет

И опускает в компот. (Загибают указательный палец.)

Бросает в котел поленья, (средний)

В печку кладет варенье (безымянный)

Мешает суп кочерыжкой, (мизинец)

Угли бьет поварешкой.

Сахар сыплет в бульон.

И очень довольный он! (Разводят руками).

Маляры

Маляры известку носят, (Держат в руках воображаемые ведра, имитируют ходьбу на месте.)

Стены кистью купоросят. (Лицом друг к другу, движения воображаемой кистью вверх-вниз.)

Не спеша, разводят мел. (Наклонились, мешают кистью в воображаемом ведре).

Я бы тоже так сумел. («Красят»)

Кузнец

Идет кузнец из кузницы,

(Кисти рук лежат на столе, ладонями вниз)

Несет кузнец два молота.

(Пальцы приподняты, слегка согнуты)

Тук, тук, тук, тук,

(Постукивать поочередно правой, левой руками, всеми пальцами)

Да ударил разом вдруг.

(Пальцы обеих рук одновременно ударяют по столу).

Почтальон

Что принес нам почтальон?

(Сжимать и разжимать кулаки)

С толстой сумкой ходит он.

(Шагать пальчиками по столу)

Перевод, журнал, газету,

(Загибать пальцы, начиная с большого)

В бандероли 2 кассеты.

И письмо от тети Вали,

Чтоб ее приезда ждали.

Пекарь

Пекарь, пекарь, из муки

Испеки нам колобки.

(Выполняем круговые движения ладонями)

Две сушки — Ванюшке,

(Имитируем скатывание колобка)

Две баранки – Танюшке,

(Поочередно соединяем большие пальцы обеих рук с остальными пальцами)

Два бублика – Мишке,

Два калача – Маришке.

(Упражнение «колечки»)

Отважный капитан

Я плыву на лодке белой (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями)

По волнам с жемчужной пеной. (ладони друг к другу, слегка приоткрыв)

Я - отважный капитан, (проговаривая стишок, ладони двигать, как лодка)

Мне не страшен ураган (ладони вместе, плавные движения из стороны в сторону)

Чайки белые кружатся, тоже ветра не боятся (скрест. лад, плавные движ вверх-вниз)

Лишь пугает птичий крик, стайку золотистых рыб  (ладони тыльной стороной, помахать пальцами, сжатыми вместе)

И, объездив чудо - страны, посмотрев на океаны  (выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок)

Путешественник-герой, к  маме я вернусь домой!  (плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде)

АРМИЯ, СОЛДАТЫ

Бойцы-молодцы

Пальцы эти — все бойцы, (Показать раскрытые ладони) Удалые молодцы. Два — больших и крепких малых

И солдат в боях удалых.  Два — гвардейца-храбреца, (Сжать пальцы в кулаки и поочередно разжимать пальцы на обеих руках одновременно, начиная с больших) Два — сметливых молодца. Два — героя безымянных. но в работе очень рьяных!

Два — мизинца-коротышки очень славные мальчишки! 

Солдаты

Мы солдаты, мы солдаты, бодрым шагом мы идем. (Пальцы бодро «Маршируют» по столу.) В нашу армию, ребята, просто так не попадешь. (Пальцы сжаты в кулак, указательный вверх и покачивается влево - вправо.) Нужно быть умелыми, сильными и смелыми. (Ладонь вверх, пальцы растопырены, сжимаются и разжимаются.)

Наша армия

Аты – баты! Аты – баты  (поочередно шагают указательным и средним пальцами то правой, то левой руки)

На парад идут солдаты.

Вот идут танкисты,потом артиллеристы,

А потом пехота

Рота за ротой. (по очереди соединяем подушечки пальцев, начиная с большого пальца)

10 сентября 2021 в 17:28

Прикреплённые файлы:

Документ: Пальчиковая гимнастика (тематическая картотека пальчиковых игр)

Описание файла:

Файл называется: kartoteka-palchikovoi-gimnastiki_6dvoi.docx

Это официальный файл организации «Гриник Елена Александровна, музыкальный руководитель МБДОУ №95 «Рябинушка»», в нём содержится Пальчиковая гимнастика (тематическая картотека пальчиковых игр).

Размер файла: 0,03 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.